“Антонов боится”: Как поступили немцы с пленным летчиком Героем Советского Союза

Антонов Яков

Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома. Советский летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но мы его схватили” – писал одни из гитлеровских офицеров в своем дневнике. Этот дневник потом превратится в обвинительный документ по делу этого же офицера. И станет доказательством того, что Яков Антонов в тот день выжил, но домой так и не попал.

Примечательна судьба летчика Якова Ивановича Антонова. Он стал героем Советского Союза еще до начала Великой Отечественной войны. Через 40 лет после Великой Победы были обнаружены новые факты в биографии летчика. Его дело приняло еще более неожиданный оборот.

Судьбоносная специальность

Яков Антонов родился в 1908 году в деревне Малахово (сейчас Солецкий район Новгородской области). Во времена его юности весь Советский союз мечтал о полетах. Закончить школу летчиков считалось невероятно престижным.

Семья летчика Антонова: отец и дочка

Семья летчика Антонова: отец и дочка

Уже в 25 лет будущий герой получил специальность, которая будет его судьбой. Впоследствии он станет активным участником советско-финской войны. Яков Антонов совершит 58 боевых вылетов. Лично собьет вражеский самолет и будет участвовать в 5 воздушных боях.

Яков был парторгом эскадрильи, вел агитационную работу. Он мог личным примером воодушевить бойцов на совершение подвига. За образцовое выполнение заданий в марте 1940 года. За проявленные мужество и героизм Президиум Верховного Совета СССР постановил присвоить Якову Ивановичу Антонову звание Героя Советского Союза и вручить ему орден Ленина и медаль «Золотая звезда».

"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-1-2

Яков Антонов с женой и детьми

Немецкий плен

Естественно, и в годы Великой Отечественной Войны такой человек не мог не проявить свою отвагу и желание послужить Родине. С началом войны он снова на фронте. Был командиром истребительской эскадрильи, а потом дорос и до командования авиационным полком.

Трагическое событие произошло в августе 1942 года. По воспоминаниям майора авиации Георгия Андреевича Пшеняника, в тот день воздушные бойцы должны были нанести штурмовой удар по аэродрому врага. В вылете принимали участие девять самолетов полка, в котором служил Антонов. И восемь самолетов соседнего полка.

Яков Антонов (1908-1942)

Яков Антонов (1908-1942)

Яков Иванович возглавлял боевой порядок. Погода стояла на удивление ясная. Далеко-далеко были видны белоснежные вершины Кавказа. И, к сожалению, на этом фоне советские самолеты стали для врага отлично видимой мишенью.

Схватка в воздухе изначально была не равна по силам. 17 наших машин и 20 отлично модифицированных, маневренных Ме-109Ф врага. Самолеты фашистов даже шли в лобовые атаки. Однако буквально через 10 минут напряженнейшей схватки не выдержали именно немецкие пилоты. И вот уже один за другим, кружась падают на землю вражеские машины.

Однако радость победы была омрачена трагическим сообщением. Врагам все же удалось сбить 2 советских истребителя. В одном из них и находился Яков Антонов. Невосполнимая утрата затмила все остальные переживания. Долгие годы этот герой считался погибшим. Пока одно удивительное событие не пролило свет на новые обстоятельства.

"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-3

Но это еще не конец истории…

В 80-х годах прошлого века в США выходит книга «Красный феникс». Книга автора Бона Хардести, сразу же ставшая бестселлером. На одной из иллюстраций, которыми изобиловало это литературное произведение, был изображен советский летчик в окружении немецких солдат. В мужчине на снимке явно угадывался пропавший без вести Яков Антонов.

В 1987 году автор приехал в СССР. Целью его визита был выпуск второго, доработанного издания книги с предисловиями от советского и немецкого летчиков. В качестве представителя СССР был выбран легендарный генерал-полковник авиации Василий Решетников. На встрече Хардести преподнес Решетникову свою книгу. Именно тогда генерал впервые увидел снимок, который вверг его в шок. Решетников сразу же узнал летчика Якова Антонова.

Немного пролили свет на это обстоятельство воспоминания командира 77-й истребительской эскадры. Офицер сам участвовал в том последнем для Антонова бою. По его словам, летчику удалось выпрыгнуть с парашютом, но после приземления его захватили в плен. Это строки о моменте пленения летчика:

"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-5

Однако и это еще не все. Информация об Антонове находится в книге «Моя летная книжка». Ее автор – известный немецкий ас Гюнтер Ралль. Именно он и описал пленение Антонова в строках выше. Вот небольшие выдержки из этой книги:

"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-6
"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-6-2
"Мне повезло, я сбил МиГ-3 прямо у нашего аэродрома.-6-3

Офицер называет Антонова капитаном, но летчик был майором. И ему уже было за 30 лет. К сожалению, Яков Иванович Антонов не выжил. О его судьбе после нахождения в немецком плену мало что известно. По некоторым данным его видели в Моздокских лагерях. Оттуда Яков Антонов бежал, и потом следы его были окончательно затеряны…

Читайте также: За что могли расстрелять сына Никиты Хрущёва

Источник: Дзен. За гранью истории

Добавить комментарий